Наверх
Краевое государственное казенное учреждение "Краевой центр развития государственно-частного партнерства"

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 16 июля 2018

Обновлено 4 дня назад

В Москве лидеры рынка инфраструктурных проектов подвели итоги 2017 года

17 декабря 2017

5 декабря 2017 года прошел Саммит лидеров рынка инфраструктурных проектов (InfraSummit), организаторами которого выступили Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) и сообщество профессионалов рынка инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб» (InfraСlub). Генеральный партнер мероприятия – Газпромбанк.

На Пленарном заседании «Итоги рынка инфраструктурных инвестиций в 2017 г. и перспективы его развития до 2020 г.» главной темой выступлений спикеров стали итоги 2017 года в различных сегментах рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру и обсуждение планов на 2018 год.

Модератором заседания выступил начальник Департамента инфраструктурных проектов и ГЧП, «Газпромбанк», председатель «Инфраструктурного клуба» (InfraСlub) Павел Бруссер.

Исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик в своем выступлении отметила, что одним из направлений деятельности Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) является мониторинг рынка концессионных проектов, сбор статистических данных о проектах и сделках рынка. Мониторинг НАКДИ охватывает все средние и крупные концессии, среди которых средние проекты от 100 млн.руб. до 1 млрд. руб. и крупные проекты от 1 млрд.руб.

Светлана Бик привела статистику количества концессионных проектов за 11 месяцев 2017 года, уточнив, что приведенные данные будут дополнены по итогам года. По итогам 11 месяцев 2017 года рынок концессионных проектов с объемом инвестиций от 100 млн руб. замер. Той динамики, которая фиксировалась в предыдущие годы, уже нет. По оценке НАКДИ такое состояние рынка объясняется прежде всего состоявшимися в 2017 года громкими судебными процессами, в том числе неоднозначной позицией Федеральной антимонопольной службы по вопросам в концессионной сфере. Все участники рынка еще в прошлом году отмечали, что те стрессовые судебные ситуации, которые состоялись на рынке, неизбежно приведут к «замиранию» активности в перспективе, что и подтвердилось статистикой за 2017 год. НАКДИ также фиксирует снижение активности институциональных инвесторов.

Общий вывод – рынок долгосрочных инвестиций замер и находится в некотором непонимании, куда двигаться дальше. Тем не менее, положительный тренд состоит в том, что со стороны первых лиц государства есть понимание важности развития этого рынка. Это дает надежду на то, что в следующем году статистика изменится в лучшую сторону.

Врио Директора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития Российской Федерации Екатерина Сороковая в своем выступлении подчеркнула, что при реализации реформы рынка ГЧП и концессий важно решение комплексной задачи, которая подразумевает не только реализацию финансового механизма, но и решение вопросов в сфере строительства земельных отношений, реформирования ГЧП проектов. Только такой подход позволит добиться экономического эффекта. Данная задача требует привлечения профессионального сообщества и регионов.

Екатерина Сороковая отметила, что Минэкономразвития России открыто к общению со всеми заинтересованными участниками рынка. 2018 год будет годом реализации этой задачи в части нормативного регулирования. Планируется, что Минэкономразвития России будет заявлен как орган, регулирующий ГЧП – это будет единое окно, которое станет точкой «сборки» проблемных вопросов.

Заместитель председателя правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Александр Носов отметил, что в настоящий момент количество всех форм инвестиционных проектов, в которых участвует компания приближается к двум десяткам, при этом объем инвестиций скоро достигнет порядка триллиона рублей, с учетом поддержки государства. Несколько пилотных схем будут представлены на Фабрику проектного финансирования ВЭБ, при этом речь будет идти о возможном поиске новых подходов и роли самого ВЭБа в поддержке инфраструктурных проектов.

«Мы настраиваемся на новый экономический цикл и будем актуализировать нашу стратегию. Сейчас готовится стратегический документ – до 2040 года добиться предложения по перспективной сетке дорог» - сказал он.

Александр Носов также отметил необходимость создания единого консолидирующего и координирующего органа в области ГЧП, который позволит решать проблемы, связанные с земельными участками и территориями, с которыми сталкивается концедент, а также позволит унифицировать подходы в определенных вопросах структурирования проектов.

Заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ольга Сердюк в своем выступлении отметила, что коммунальная инфраструктура требует особого подхода. В настоящее время в отрасли ЖКХ более 10% составляют концессии с объемом инвестиций более 100 млн руб. более 10%, но большее количество составляют концессии с объемом 5-6 млн руб. В 2017 году Фонд ЖКХ создал рабочую группу, которая разработала концепцию повышения инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ.

За 2016 - 2017 гг. Фондом ЖКХ рассмотрено более 200 проектов, по 50 из них предоставлено финансирование. 12 млрд руб. привлечено, из которых 5 млрд руб. - инвестиции за счет средств фонда.

Ольга Сердюк отметила, что этот год был годом осознания и поиска механизмов в сфере ЖКХ. Все пришли к выводу, что проблематика настолько масштабна, что необходима государственная поддержка проектов и специализированный институт. Набор инструментов поддержки должен касаться также и подготовки проектов, необходимы стандартные требования по их подготовке.

Глава практики ГЧП в России Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин отметил, что 2018 год может стать решающим для рынка долгосрочных инвестиций. Будет завершаться работа над законодательством, но абсолютно все проблемы невозможно решить на уровне закона. Поэтому, руководствуясь зарубежной практикой, необходимо создавать институт «soft law» - методические рекомендации, правила, дорожные карты, которые создаются непосредственно самим профессиональным сообществом.

Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов рассказал о реализации инфраструктурных проектов за счет долгосрочных инвестиций пенсионных фондов, а также об основных барьерах на рынке и вопросах его развития.

 Он отметил, что за период с 2009 по 2017 год в России 10 компаний-концессионеров разместили на бирже 26 выпусков концессионных облигаций на 90 млрд руб. За прошедший период разработана, апробирована и внедрена модель финансирования инфраструктурных проектов с привлечением средств НПФ через инструмент концессионных облигаций.

Наибольшее количество проектов с выпусками концессионных облигаций общим объемом 46,4 млрд. руб. с привлечением средств НПФ реализуется в контуре группы Лидер: Северный обход г. Одинцова, системы утилизации твердых коммунальных отходов в нескольких регионах России, физкультурно-оздоровительные комплексы Нижегородской области и Ледовый дворец в Ульяновске, водоснабжение и теплоснабжение в г. Волгограде, трамвайные сети в г. Санкт-Петербурге.

Несмотря на положительный опыт, сегмент инвестиций в инфраструктуру с участием НПФ развивается медленно, поскольку на рынке нет достаточного количества проектов приемлемого инвестиционного качества.

В 2017 году на рынок инфраструктурных инвестиций оказывали существенное влияние два разнонаправленных тренда. Нужно отметить положительные изменения, связанные с совершенствованием нормативной базы, стандартизацией и появлением коробочных решений, расширением спектра отраслей, где может реализовываться механизм ГЧП.

 В то же время развитие рынка существенно осложнялось сохраняющейся неблагоприятной институциональной средой, непоследовательными действиями ФАС, громкими судебными разбирательствами, бесконечным реформированием пенсионной системы.

Управляющий директор, руководитель группы рейтингов структурированных финансовых инструментов Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) Игорь Зелезецкий в своем выступлении отметил, что одним из наиболее обсуждаемых тематик в мире сейчас являются проектное финансирование ГЧП. Сейчас усилия регуляторов и финансовых учреждений направлены на то, чтобы стимулировать их.

Он подробнее остановился на оценке современного развития проектного финансирования, которое в своей классической форме четко отделимо от корпоративных инвестиций. В настоящий момент те инициативы, которые аналитики отмечают на российском рынке, движутся к классической схеме проектного финансирования. Все они происходят в ключе оптимизации просчета рисков и более аккуратного использования государственных денег.

Управляющий партнер Hyperion Strategy Group Артур Щеглов в своем выступлении отметил, что в настоящий момент, так как проекты ГЧП привлекают все больше внимания, пришло время начать выделять информационные и коммуникационные риски. При структурировании ГЧП-проектов, как правило, учитываются юридическая, финансовая и техническая сторона, и, к сожалению, в большинстве случаев почти полностью упускается тема информационной подготовки и поддержки проекта. Сейчас информационное поле становится все более значимым для различного рода проектов, поэтому необходимо учитывать и информационные риски, возможно, если не в качестве отдельной категории, то хотя бы в качестве части политических рисков, которые сопровождают проект.

В рамках деловой игры «Если в России деньги есть, то почему инвестиций нет?»участники команд «Есть деньги» и «Нужны деньги» оценили состояние рынка финансирования инвестиционных проектов в России и предложили варианты развития этого направления.

Ведущими игры стали Член Совета директоров Группы «ВИС» Сергей Ромашов и продюсер программы #PROГЧП на Телеканале ПРО Бизнес Анастасия Белоногова.

 «Мы видим на собственном опыте, что практически всем проектам, которые приходят к нам как к инвестору, требуется тщательная и глубокая проработка. Частному партнеру необходима поддержка в виде гарантийных инструментов, помогающих разделять проектные риски на ранних стадиях. Подобные изменения дадут правильный сигнал игрокам, а долговой рынок с его множеством инструментов сразу же подтянется» – ответил на один из вопросов заместитель председателя правления Евразийского банка развития Константин Лимитовский.

На вопрос об информационных рисках обе команды отметили, что информационными рисками нужно заниматься, причем на всех стадиях проекта. Старт этой программы должен быть еще на стадии подготовки проекта. Эксперты также отметили, что необходимо разработать и внедрить широкую линейку инструментов, которые могли бы помочь в объединении маленьких проектов однородных концессий в пулы в соответствии со стандартизированными требованиями.

В рамках стратегической сессии «Управление проектами: контроль исполнения обязательств по концессионным и ГЧП-соглашениям» участники обсудили вопросы мониторинга и контроля реализации концессионных соглашений и соглашений о ГЧП.

Начальник ФКУ «Дороги России» Иван Григорович отметил, что фаза, которая наступает после подписания концессионного соглашения, характеризуется одним набором требований к контролю, а следующая фаза эксплуатации – другим набором, причем на стадии эксплуатации эти требования не менее сложные.

На этапе исполнения концессионного соглашения и эксплуатации объекта речь идет прежде всего о контроле со стороны концедента за качеством услуги и сервиса, которые предоставляются пользователю. И во всех случаях он сталкивается с органами государственной власти, которые обладают надзорными и регуляторными функциями. Интересы и задачи у них разные.

Партнер, руководитель группы проектного финансирования и инфраструктуры EY Алина Заборовская отметила, что будущие проблемы контроля и мониторинга закладываются на стадии разработки соглашения. Редко привлекаются толковые технические специалисты, из-за этого не прорабатываются действия концессионера. Следовательно, возникают критические ситуации. До подписания соглашения действует одна команда, после подписания приступает уже совершенно другая команда, которая не углубляется в проблематику. На западе существуют отлаженные системы по мониторингу концессионных соглашений в автоматическом режиме.

Директор департамента по работе с регуляторными рисками, анализу и обобщению судебной практики «Росводоканала» Антон Чертов предложил при мониторинге учитывать специфику сферы ЖКХ. В сфере ЖКХ, в отличие от строительства автодорог, проекты реализуются с использованием существующей инфраструктуры, и концессионер сразу сталкивается и с негодованием граждан, и с мощью надзорных органов. Концессионные соглашения сопровождаются негативной пиар кампанией, которую как правило спонсируют те, кто сейчас делает бизнес на этой системе, потому что с приходом концессионера появляется прозрачность в том числе и в финансовых потоках. Очень важно при контроле концессионных соглашений в ЖКХ соблюсти баланс, чтобы контроль со стороны концедента был сбалансирован. Есть проблемы и в правоприменение – в большинстве дел по расторжению соглашений в сфере ЖКХ явно прослеживается уважение судами позиции концедента.

В обсуждении также приняли участие начальник отдела правового обеспечения инвестиционных проектов компании «Бассейны» Ирина Митина и генеральный директор «Агентства ПМА» Андрей Филимонов.

В рамках Саммита прошла битва рейтингов «Индикаторы рынка инфраструктурных проектов: кто как считает и кому верить?». Участники сессии обсудили вопросы формирования и расчетов индикаторов рынка инфраструктурных проектов и существующие рейтинги их оценки, статистику дефолтов проектов ГЧП.

Исполнительный директор НАКДИ, председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, модератор сессии, Светлана Бик, открывая сессию, отметила, что в настоящий момент рынок находится на той стадии формирования, когда актуальной становится задача правильно считать и получать достоверную статистику о происходящих на рынке долгосрочных инвестиций процессах и проектах. Только на основе правильно структурированной информации можно принимать правильные решения.

Когда речь идет о том, что необходимо правильно считать, имеются в виду два глобальных направления, по которым методологически структурируется процесс анализа. Первое – это то, что происходит внутри проекта – все, что касается самого проекта, эмитента по выпуску облигации и выпуска облигаций. Речь идет о группе рейтингов кредитоспособности. Второе направление – это то, что происходит на самом рынке, когда проект становится частью рыночного пространства. И здесь сейчас применяются разнообразные индикаторы, рейтинги инвестиционной привлекательности регионов. Рано или поздно эксперты сталкиваются с вопросом – а что значит та или иная полученная цифра, тот или иной индикатор. Нынешнее развитие рынка вызывает необходимость осмысления тех цифр, которые озвучиваются, а также наличия общих дефиниций, единых понятий, чтобы процесс анализа, происходящего проходил на общей базе понятий. Надо также учитывать, что на рынке появляются дефолты, статистика неблагоприятного развития, которые также необходимо учитывать.

Член Совета директоров, президент рейтингового агентства «Эксперт РА», модератор сессии Дмитрий Гришанковзатронул тему статистики дефолтов, отметив, что до сих пор даже понятие дефолта в разных рейтинговых агентствах различается, что приводит к серьезному отличию результатов рейтингов. Важность наличия дефолта, по мнению эксперта, состоит в том, что при отсутствии дефолтов невозможно составление рейтингов в принципе.

Президент InfraKAP Александр Баженов отметил, что сегодня самая проблемная и «больная» зона для рейтинговых агентств — это вопрос о статистике дефолтов.  До сих пор никто не может создать базу данных дефолтов, например, строительных проектов, так как нет открытой статистики, которая нужна. Проблема не только в надежности рейтинговой оценки, но и в том, что необходимо оценивать проекты, мало представленные на публичном рынке – для этого требуются специальные инструменты.

В настоящий момент на рынке представлено три категории рейтингов - рейтинги проектов, рейтинги развития рынка и индекс развития финансового рынка. К сожалению, пока нет универсальных методов оценки, которая показывает реальный объем затрат на ГЧП-проекты в отношении к объему закупок. Рейтинги проектов очень важны, так как позволяют иначе структурировать риски.

По мнению Александра Баженова, до сих пор не рассчитаны некоторые индексы, например, нет четкого представления какие ценные бумаги складывать в корзину индикатора. Их необходимо создавать, рассчитывать и тогда, скорее всего можно будет создать единый индекс, который будет индикатором того, как развивается инфраструктура и почему стоит в нее инвестировать.

Исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко подчеркнул, что рейтингование проектов является базовой миссией центра ГЧП. Одна из главных целей создания рейтинга ГЧП-проектов была простимулировать регионы соревноваться по определенным критериям. Все три базовых критерия, которые зашиты в рейтинг Национального центра ГЧП – институциональная среда, нормативная база, опыт реализации проектов в регионе, отвечают на главный вопрос – а готов ли регион работать с инвестором?

Директор Центра ГЧП Калужской области Анна Лукина отметила, что становится очевидным движение регионов в сторону инвестиционной привлекательности. Она подчеркнула необходимость вносить коррективы в существующие рейтинги, уточняя и совершенствуя их индикаторы. В Калужской области институциональная среда существует уже 10 лет, но не всегда регион попадает на лидерские позиции, хотя считается инвестиционно привлекательным. Анна Лукина предложила унифицировать подходы рейтингования регионов, так как существующие рейтинги не позволяют объективно отражать существующую ситуацию по инвестиционной привлекательности.

Директор департамента по привлечению негосударственных инвестиций и развитию ГЧП «Агентства инвестиционного развития Новосибирской области» Тарас Демиденко отметил, что политическая значимость ГЧП проектов привела к вопросу – что нужно изменить, чтобы не задушить ГЧП и концессию, потому что все еще любая концессия и ГЧП в общественном поле вызывают негативное отношение. Поэтому рейтинги нужны, их нужно корректировать, но делать это необходимо осторожно.

Директор компании «Концессии теплоснабжения» Евгений Ярцев отметил, что до сих пор аббревиатура ЖКХ вызывает негативную коннотацию у участников рынка и призвал экспертное сообщество к формированию особого подхода к этой сфере, поскольку в ЖКК – устойчивый гарантированный спрос и гарантированная выручка за счет монопольного положения на рынке услуг, а тиражируемая повсеместно оценка о росте неплатежей, в первую очередь, относится к деятельности МУПов.

В рамках дискуссии «Стратегия сбитых самолетов: как не уничтожить проект?» был проведён анализ основных причин инфраструктурных неудач, а также поднимался вопрос о том, стоит ли давать отбракованным проектам второй шанс. Ведущими сессии выступили старший управляющий директор «Федерального центра проектного финансирования» (группа Внешэкономбанка) Ремир Мукумов и исполнительный вице-президент «Газпромбанка» Алексей Чичканов.

«Чаще всего проекты закрываются из-за изменения политического курса, смены ответственной команды, недостаточности бюджетных средств для качественной проработки проектов и отсутствия диалога между органами власти и представителями бизнеса», – отметил Алексей Чичканов.

Председатель Совета Директоров Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Юрий Зозуляотметил несколько причин, почему проекты не «взлетели»: непрофессионализм чиновников, недостаточная глубина проработки проекта, крайне неинтересны коммерческие предложения. Проекты необходимо упаковывать так, чтобы они были выигрышны с точки зрения госбюджета, Счетной палаты, депутатского корпуса, общественных организаций.

Руководитель российской практики ГЧП Dentons Владимир Килинкаров считает ошибкой, что часто не учитываются все «стейкхолдеры» проекта. Есть публичная сторона, есть частная сторона, они с концедентом должны договориться. Но понятно, что и концедент тоже неоднороден: есть законодательная власть, есть исполнительная, есть партии, есть общественные движения, есть потребители, есть финансирующие организации – интересы всех нужно учесть, и именно на прединвестиционной стадии и заложить все риски.

Модератором фокус-группы «ГЧП в ИТ: денег нет или проектов нет?» выступила заместитель директора Центра инвестиционного анализа ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, Партнер You & Partners Евгения Зусман.

Участники обсудили проблемы финансирования ИТ-проектов, роль и возможности фондов в финансировании ИТ-проектов по моделям ГЧП и квази-ГЧП, перспектива финансирование муниципальных проектов, пакет «обеспечительных мер» по займам (прямое соглашение, государственные гарантии, поручительства, залог прав, опционы и т.п.).

Евгения Зусман отметила, что у банков есть свое видение, как делать проект, как его структурировать, минимальные допустимые пороговые значения, которыми должны обладать эти проекты, чтобы быть рассмотренными. У заемщиков – своя позиция, у публичной стороны - третья позиция. Сейчас важно - сближать позиции, потому что на самом деле проекты есть, другой вопрос как они хорошо структурированы, что это за проекты.

На сессии обсуждался вопрос о перспективах принятия законопроекта, позволяющего реализовывать концессионные соглашения ГЧП в отношении объектов ИТ. По словам Исполнительного директора Управления инфраструктурного финансирования Сбербанка России Михаила Брусиловского, по законопроекту, наконец-то появилась первичная отсечка, есть положительный отзыв Правительства России, и законопроект в скором времени будет рассмотрен в первом чтении в Государственной Думе.

Советник Практики проектного финансирования и ГЧП Адвокатского бюро «Линия права» Илья Нестеров, резюмируя выступления предыдущих спикеров, отметил: деньги есть, проекты есть, сейчас стоит проблема как сблизить всех участников процесса. Он считает, что необходимо создание еще одного игрока, связующего звена на этом рынке – института развития, как механизм поддержки проектов ГЧП. Есть соответствующие инициативы и в Минэкономразвития, и в Минкомсвязи.

В рамках открытого диалога «Анализ судебных актов в концессионной сфере: итоги года» участники обсудили башкирское дело, спорные ситуации, которые возникаю на этапе конкурсных процедур, а также платежные механизмы и особые обстоятельства.

Глава практики ГЧП в России Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин, отметил, что правовой сутью Башкирского дела являлись два процедурных вопроса: опыт привлечения финансирования, как критерий конкурса и второй критерий конкурса банковская гарантия. Первое, хоть и не поддерживалось ФАСом, было поддержано апелляционной инстанцией, и является важным фактором качества исполнения проекта. Банковская гарантия, как пояснил Федор Теселкин, является залогом снизить расходы инвестора на этапе конкурса. Но главной темой Башкирского дела является плата концедента. ФАС настаивал, что возврат средств из бюджета свидетельствует о природе государственного заказа.

Федор Теселкин пояснил, что такая позиция противоречит самой сути концессии. Идея концессии не в источнике финансирования, а в распределении рисков. В любом случае, Башкирское дело является важным кейсом в российской практике, которая свидетельствует о необходимости давать разъяснения по законодательству и внесения в него поправок.

Юрист практики по инфраструктуре и ГЧП Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян подвела итоги судебной практики бюро за 2017 год. Главной тенденцией в этом году стала инициатива антимонопольных органов в выявлении нарушений и нестабильность судебной практики, что означает скорые поправки в законодательстве.

Генеральный директор АО «Управление отходами» Павел Бесшапов в своем выступлении отметил, что в компании «Управление отходами» проходит до 200 проверок надзорными органами в год, на один из запросов прокуратуры было подготовлено 24 кг документов.

По мнению директора компании, необходимо ввести жесткое ограничение на использование различных трактовок закона о защите конкуренции. Это позволит отсечь недобросовестные, непонятные по своему статусу компании, которые злоупотребляют законом, направляя жалобы на организаторов конкурсов. Эта ситуация очень вредит всем процессам, при том, что она происходит формально в рамках законодательства.

НАКДИ и InfraСlub провели среди участников Инфрасаммита лотерею, победители которой получили в подарок книгу «В поисках реального. Активы и стратегии пенсионных фондов».

Книга подготовлена авторским коллективом под общей редакцией исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светланы Бик. Спонсор издания - ЗАО «Лидер» (Компания по управлению активами пенсионного фонда). В книге исследуются активы и стратегии ведущих инфраструктурных инвесторов мира, в первую очередь пенсионных фондов и управляющих компаний Канады, Великобритании, Австралии, США, стран Европейского союза, Азиатско-тихоокеанского региона, которые в последнее десятилетие раздвинули границы привычной территории инвестирования и активно вышли в реальный сектор экономики.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru

Подробности: http://www.investinfra.ru/novosti/v-moskve-lidery-rynka-infrastrukturnyh-proektov-podveli-itogi-2017-goda.html
©Investinfra.ru
Любое воспроизведение материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИНВЕСТИНФРА.